Постоянные экспозиции

tab_arrow2 Картинная галерея

Плещеев «Город Вольск в 40-е годы ХIХвека». I пол. ХIХ века
ВКМ_436,Плещеев , Вольск в 40-х г г 19в, 1 пол 19 в, х м ,80х143 - копияУникальный художественно-исторический памятник перв. пол. Х1Х века, своеобразная панорама нашего города со стороны меловых гор. Первые упоминания о селе Малыковка в летописных документах встречаются в 1699 г.  При образовании Саратовского наместничества в 1780г. село было преобразовано в уездный город Волгск, позже получивший смягченное наименование Вольск. Вольское купечество сыграло основополагающую роль в градообразовании, способствовало развитию экономики, торговли.
В середине Х1Х столетия по своему внешнему облику он обретает ярко выраженные черты города: из 2664 жилых зданий – 161 было каменным. В отношении Вольска  бытовали названия: «Каменный хутор» или более лестное «Вольск городок – Петербурга уголок». Побывавший в Вольске в 40-е годы Х1Хвека историк И.И. Костомаров пришел в восхищение от увиденного вида: «Город лежит в неровном, холмистом полукружье. Местность очень живописная …производит самое приятное впечатление на нервы, способные задрожать от красоты природы».
 На холсте – четкие прямоугольники застроек, великолепие соборов, старинной архитектуры – живописный, утопающий в зелени садов город, окаймленный голубой лентой Волги. Все охвачено взглядом художника и представлено потомкам. Некоторые из каменных домов, построенных в перв. пол. Х1Х века сохранились до наших дней, и являются ныне украшением города.

 

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) «Портрет графа Алексея Ивановича Васильева». Начало ХIХ века
ВКМ_447,В Л Боровиковский, Портрет графа Васильева, нач 19 в, х м,104х77С официальным парадным лоском представлен первый министр финансов России. Граф изображен в парадном красном мундире кавалера ордена св. Иоанна Иерусалимского, с орденами св. Андрея Первозванного, св. Владимира 2-й степени, св. Анны 1-й степени, св. Иоанна Иерусалимского.  На втором плане слева — бюст генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского, под руководством которого Васильев работал в 1764 — 1793 годах. По свидетельству известного мемуариста Ф.Ф. Вигеля: «В нём была вся скромность великих истинных достоинств. Простота его жизни была не притязание на оригинальность, не следствие расчетов, а умеренности желаний и давнишних привычек. Будучи происхождения незнатного, едва ли дворянского, он не ослеплялся счастием, никогда не забывался среди успехов. Сам Сперанский рассказывал при мне, как даже он был тронут патриархальностию, которою все дышало в его доме»

 

Неизвестный художник XIXв. «Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов» I пол.  XIX века
ВКМ_317, Неизвесный худ ,Портрет Орлова-Денисова, 1пол19в, х м ,72х58,5«Доблестный витязь», увенчанный славой многих сражений, на портрете  изображен в пояс, в генеральском мундире, украшенном орденами Святого Георгия IV степени, Святого Владимира III степени, Святой Анны в алмазной оправе и австрийским орденом Пур ле Мерит. Этот удивительный человек, донской казак с графским титулом, чувствовал себя как дома и на пограничной заставе, и в великосветском салоне, и на поле битвы. Лихой командир казаков лейб-гвардии, фактический телохранитель императора Александра I, граф Орлов-Денисов (1775 — 1843) неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности, зачастую решавшие исход битвы.

 

Раев Василий Егорович (1807-1870)  «Пейзаж с купальщицами» I пол.  XIX века
ВКМ _430 В Е Раев, Пейзаж с купальщицами, 1пол 19в, х м, 63х82,5Ясная академическая композиция, спокойное чередование планов, приглушенный колорит картины, словно за тончайшей дымкой вуали. Может показаться, что перед нами разворачивается театральное действо, по окончании которого опустится тяжелый бархатный занавес.  Небо начинают закрывать облака, сладостная прохлада водоема манит девушек, другие неторопливо беседуют на берегу. Совсем близко к зрителю две барышни в легких туниках изящно несут коромысло, домашнюю утварь. Последние лучи солнца освещают дальний план городского пейзажа с золотящимися куполами храма, деревянные постройки, раскидистую зелень парка.

 

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)  «Море» 1867 г.
ВКМ_433, И К Айвазовский, Море, 1867 г, д м,16,5х22,5Картина с бесконечным открытым водным пространством, полна романтики и восхищения. Несмотря на малый формат, работа удивительно просторна благодаря высокому голубому небу с массой белых облаков. Чуть вспенившееся море неспокойно, но не вызывает ощущения надвигающейся тревоги. Морская стихия выступает как «море житейское», качая в своих могучих ладонях, маленький парусник на первом плане, как символ человеческой судьбы, и виднеющийся вдали пароход. Все пронизано прозрачным светом — «бездна эфира».  Мягкие лучи невидимого  солнца проникают в морские волны, создавая иллюзию их абсолютной реальности.

 

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896) «Трепор. Отлив» Конец XIX века
ВКМ_496,А П Боголюбов, Отлив в Трепоре,кон 19 в, х м , 30,7х73,7Работа написана в реалистической манере. Владение высочайшей техникой исполнения и работа на натуре помогают мастеру отыскать художественное содержание в обыденных природных явлениях. Избегая надуманных декоративных эффектов, художник прозаично описывает традиционное занятие жителей побережья. Обрывистость золотящегося на солнце утеса, его переливчатое отражение на мелководье, фигурки  собирателей даров моря обращают внимание к берегу. Справа  на холсте пытливый глаз обнаружит каменные постройки, приютившиеся  у самой кромки воды и пологом склоне скалы. Не менее завораживающей открывается и левая часть композиции с ее перламутрово-серыми волнами и безбрежным воздушным пространством с легкой завесой бело-серебристых облаков.

 

Бронников Федор Андреевич (1827-1902) «Итальянский крестьянин» 2 пол.  XIX века
ВКМ_424,Ф А Бронников, Итальянский крестьянин, 2 пол 19 в, х м,58х43Этюд является прекрасным образцом стремления художника отклониться от академизма к реалистичному отражению  подлинной жизни. Рыжеватый красавец в праздничной одежде в затейливой  шляпе, прикрытый от внешнего мира плотными зарослями, беседует с кем-то невидимым. Интерес вызывает непринужденность позы, многослойность национального облачения. Сброшенной с плеча курткой, движением пальцев рук, зависшей в воздухе ногой в изысканном башмаке, художник привлекает внимание к динамичному характеру героя. Активными цветовыми пятнами в одежде, синим клочком неба над головой мужчины,   подчеркивается выразительность колоритного образа.

 

Шишкин Иван Иванович (1831-1898) «Внутренность леса» 1894 г.
ВКМ_418, И И Шишкин, Внутренность леса,1894 г, х м,106х74Одна из сотен картин художника, которого сравнивают с богатырским дубом и величают «верстовым столбом в развитии русского пейзажа, человеком-школой». Холст умиротворенно погружает  в летнюю дрему тихого лесного уголка, написанного на окраине Нарвы, в Мерикюле. Лес влечет, заставляет подойти поближе, войти вглубь и устремиться по тонкой, еле заметной тропке среди цветов и малахитовой травы в манящие дебри, ощутить влажную свежесть лесной чащи. Свет, открытый у края картины, озаряет полянку с травами, где белеют зонтики сныти. Солнечный свет насыщает прохладную зелень деревьев, уткнувшихся кронами в светлое голубое небо в глубине холста, прорезается сквозь листву, рождает ощущение чудного летнего дня. Покой разлит в природе — лес и художник ведут молчаливый разговор о сокровенном.

 

Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901) «Крестьянская сходка» 1873г.
ВКМ_487, Ф С Журавлев, Крестьянская сходка,1873г ,х м , 71х112На холсте представлено столкновение крестьянской бедноты  и зажиточного деревенского старосты в строгой продуманной композиции художника-передвижника.  Уверенно с вызовом наступает на селян заматеревший в достатке помещичий слуга. Две мощные фигуры, тяжелая четкая тень от них,  противопоставлены слабой обороне притихших крестьян. Все жестче требования: «сдать», «отдать, «заплатить»! На безрассудно растущие требования лишь руками разводит босоногий бедняк  — «шкуру содрать»? В исполнении живописца нехитрая житейская история превращается в маленькую трагедию, и «бедный труженик-народ, несущий крест свой терпеливо» вызывает сочувствие у зрителя. Но, всматриваясь в хмурые лица мужиков, становится ясно, что долготерпение – это не слабость, а сила русского народа, которого не сломать, не раздавить.

 

Киселев Александр Александрович (1838-1911) «Деревня» 1893 г.
ВКМ_458, А А Кисилев, Деревня, 1893 г, х м , 27х44,5Незамысловатый вид деревенской околицы написан в светлых тонах. И даже ажурная тень от раскидистого дерева у края дороги наполняет картину солнечным теплом и спокойствием летнего полдня. Все пронизано светлым и радостным восприятием, выражает отношение художника к крестьянской теме. В самом центре композиции – одинокая фигура старушки, стоящей, будто в раздумье, под высокой перекладиной ворот. Философские размышления «быть или не быть» или обычный сельский эпизод? Дорога, ведущая с пригорка, сваленные доски вдоль ровных рядов забора устремляют наш взор вглубь картины – к раздолью русских равнин.

 

Доливо –Добровольский Михаил Иванович (1841-1881) «На Волге вечером» 1878 г.
ВКМ_432, М И Доливо-Добровольский, На Волге вечером, 1878 г,х м , 44х62Учился в Академии художеств. За свои учебные упражнения получил несколько серебряных медалей. После окончания Академии, уезжает на Кавказ, затем много путешествует по Европе, возвращается в Россию и поселяется в Саратове, где жил и работал последние годы своей непродолжительной жизни. Своим скромным творчеством способствовал продвижению широкой живописи к периферийным центрам отечественной культуры. В работе соединено пейзажное и жанровое начало. Благодаря тонкой уравновешенности теплых тонов, гармонии оттенков, художник передает атмосферу тишины и лиризма городской окраины. Вечернее небо с отсветами заходящего солнца на легких облаках, будто одеялом покрывает чуть волнующуюся гладь реки и запоздалые хлопоты селян. Не слышно ни ржания лошадей, ни беседы уставших работников – они почти неразличимы на фоне темнеющей избы и крохотного причала. Вечернее затишье, уходящее вдаль пространство – все полно спокойной задумчивости.

 

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) «Негритянка» Конец XIX века
ВКМ_489, В В Верещагин, Негритянка, кон 19 в, х м ,22,7х20,2Небольшой по формату портрет —  один из бесчисленных этюдов путевых впечатлений художника. Сдержанный в цвете, этот этнографический мотив будто дышит чувством человеколюбия.  Это яркий пример чуткости и интереса художника к истории, быту, нравам других народов. Добиваясь фотографической точности, живописцу удалось передать бархатистое  тепло ее кожи,  впитавшие в себя горячее дыхание пустыни, обволакивающую грусть ее глаз. Голубоватый платок, венчающий ее склоненную голову, напоминает безоблачное знойное небо. Зор­кий глаз мастера подмечает располагающее добродушие женщины.

 

Савицкий Константин Аполлонович (1845-1905) «Больная». Конец XIX века
ВКМ_469, К А Савицкий, Больная, кон 19 в, х м ,44,5х36,2В работе нельзя не заметить, что художник обладает тем специфическим способом видения мира, которое французы позже назовут импрессионистическим. Для решения этой жанровой работы художник избирает необычайно низкую точку зрения, что дает возможность удобно рассмотреть  модель. На улыбающемся лице и фигуре удобно сидящей женщины, на подушке и стоящем рядом столике со стеклянными предметами – мелкие мазки потоков яркого света будто пронизывают холст, создают игру теней от листвы. Ее лицо обрамлено нежной оборкой капора, что придает ее головке почти сказочный вид, но сказка сразу же становится реальностью. В серых красивых глазах, в бледной улыбке, скорее выздоравливающей, чем больной женщины, читается живой интерес к ежеминутно изменчивому состоянию природы, к происходящему вокруг, к внутреннему подъему жизненных сил. Фейерверк разнообразных зеленых, коричневых, желтых мазков прекрасно передает ощущение солнечного дня, служат подтверждением общего радостного настроя картины.

 

Казанцев Владимир Гаврилович (1849-1903) «Морозная ночь»  1884 г.
ВКМ_422, В Г Казанцев, Морозная ночь, 1884 г, х м,60х146Академик живописи с 1894 года график. В. Г Казанцев относится к числу несправедливо забытых художников, без которых история русского искусства представляется далеко неполной. Сведения о нем носят отрывочный характер. Родился художник на Урале в Екатеринбурге, в семье золотопромышленника Г.Ф.Казанцева. По своему происхождению относится к древнему роду Муромских иконописцев, которые работа в Благовещенском монастыре с XVII  по XVIII века. Лишь в возрасте тридцати лет Казанцев поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. До этого он закончил юридический факультет Московского университета и работал судебным следователем. С 1883 года В. Казанцев становится постоянным участником академических выставок.
Созданная в наиболее плодотворный период творчества, картина  проникнута поэтическими чувствами. Внушительные размеры пейзажа передают ощущение бескрайних зимних просторов родного художнику Урала. Густая синяя завеса ночного неба, оттеняет холодный блеск снежной равнины и широкого накатанного тракта с редкими сиротливыми путниками. Под неподвижным мрачно-синим пологом небесного свода сиротливо  катит одинокий возок усталая тройка с промерзшими путниками к виднеющимся вдали домам. Каким заманчивым теплом ночлега светит в одиноком окошке огонек! И как длинна дорога, извивистой лентой, уходящая в темнеющую даль леса.

 

Шаховской Николай Петрович (1850-после 1917) «Последние минуты семьи Годуновых» Конец  XIX века
ВКМ_468,Н П Шаховской, Последние минуты семьи Годуновых, кон 19в, х м, 284х353Исторический живописец, график Н.П. Шаховской родился в купеческой семье в с. Жуковка Калужской губернии. Экспонировал работы на академических выставках. Картина «Последние минуты семьи Годуновых»  является дипломной работой выпускника Академии художеств, за которую он был удостоен Большой золотой медали. Это позволило художнику еще три года после окончания обучения продолжить совершенствования своего мастерства за границей. Холст исторического  жанра поражает не только внушительными размерами, но и эмоциональной концентрацией чувств. В основе сюжета художником тщательно разработан эпизод истории боярского заговора, направленного против Федора Годунова, наследовавшего царскую корону после смерти своего отца Бориса. Изображен момент, когда Федор с сестрой Ксенией и ее воспитательницей (мамкой) спрятались в молельной комнате Кремля от коварных врагов семьи. Трогательный  образ Ксении выражает отчаянную мольбу к Богу о спасении, надежду на помощь. Страх за себя, свою жизнь мы будто читаем в жестах богато одетой мамки. Затаенной настороженностью веет от красивой и сильной стати Федора. Рассматривая тщательно выписанный интерьер палаты, трагичные фигуры в центре композиции, виртуозно переданную фактуру дорогих тканей мы как будто проникаем в пласт истории известный нам лишь по учебникам. Критический эпизод, представленный воображением художника, побуждает зрителя к изучению подлинной истории Смутного времени.

 

Новоскольцев Александр Никонорович (1853-1919) «Светлана» 1889 г.
ВКМ_465 А Н Новоскольцев, Светлана, кон 19 в, х м ,88,5х118Академик исторической живописи. Уроженец Воронежской губернии, не ограничился обучением в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после его окончания в 1878 году поступил в Санкт-Петербурге в натурный класс Академии художеств. В учебных заведениях получил множество медалей, приобретя звание «классный художник 1 степени», отбывает в пенсионерскую поездку в Европу. По возвращению вел преподавательскую деятельность в АХ и школе барона Штиглица. Жанровая работа «Светлана» у многих ассоциируется с «Гадающей Светланой» К. Брюллова. Но между ними полстолетия, совершенно разный композиционный и эмоциональный строй. Не простая, но мастерски выполненная, иллюстрация поэмы, не испуганное отражение в зеркале, а уверенная стать в поиске ответа. У Новоскольцева  молодая девушка меньше всего напоминает крестьянку. Бытовая сцена гадания оживает не только в  поэзии:
                          Вот в светлице стол накрыт
                          Белой пеленою,
                          И на том столе стоит
                          Зеркало с свечою.
Художник  увлеченно создает  подробности обряда святочного гадания, особенности праздничной  одежды барышни. Освещенная невидимым пламенем свечи,  Светлана в национальном  уборе, сидящая перед старинным резным зеркалом,  не просто  впечатляющий образ. Великолепие украшений, тканей, предметов интерьера превращает ее в сказочную героиню, которой вряд ли приснится зловещий сон.

 

Крачковский Иосиф Евстафьевич (1854-1914) «Рыболовы» 1891г.
ВКМ_488, И Е крачковский , Рыболовы, 1891 г, х м , 28,5х36Родился в Варшаве, происходил из семьи мещан, учился в Императорской Академии художеств у М.К.Клодта. После окончания Академии художник находился в пенсионерской поездке в Европе (1880-1884). По возвращению на родину получает за ряд работ звание академика (1885г.), а  в дальнейшем работал преподавателем в рисовальной школе Общества поощрения художников, много путешествовал. Его пейзажа передающие южные красоты России, Италии, Франции выполнены в традициях академических предначертаний. Академический пейзаж, передающий тихую живописность  России. Такой умиротворяющий пейзаж называют отдыхом для глаза и души. Неброская красота природы в этой небольшой работе гармонично связана с присутствием человека. Он частица ее, он слит с ее ровным дыханием. Под пологом зелени, которая отражается в зеркальной  глади водоема, мы не сразу замечаем фигурки рыболовов. Они расположились на теплой ладони мыса, укрыты живописной тканью оливково — зеленоватых мазков. В таком естественном пространстве мальчишки не чувствуют себя потерянными, они под защитой самой природы.

 

Гриценко Николай Николаевич  (1854-1904) «Отлив в Трепоре». Конец XIX века
ВКМ_434, Н Н Гриценко, Отлив в Трепоре, кон 19 в, х м ,45х36Родился в 1856 году в семье медика. Окончил  Кронштадтское техническое училище морского ведомства, после чего плавал на военных судах «Крейсер», «Владимир Мономах» и «Стрелок». В 1885 г. поступил вольно-приходящим учеником в Императорскую академию художеств и стал пользоваться руководством профессора Л. Ф. Лагорио. В 1887 г. командирован на казённый счет в Париж, к профессору А. П. Боголюбову, одновременно посещал мастерскую Ф. Кормона. В 1894 г. оставил службу во флоте и был назначен художником Морского министерства. Скончался в 1900 году. В 1902 году в Санкт-Петербурге состоялась посмертная выставка картин, этюдов, акварелей Н. Н. Гриценко. Написал много картин и акварелей, изображающих виды моря, гаваней и различных местностей Европейской России и Сибири. Пейзаж, в котором центром композиции художник изобразил жанровую сценку — ремонт парусника. Воспользовавшись отливом, группа рабочих старательно трудится у судна. Знаток корабельного дела обратит внимание на сложность парусного снаряжения,  любитель архитектуры  на стройный ряд домов, плотным массивом стоящих у берега на заднем плане. Наш взгляд обязательно прочувствует своеобразную ритмичность  возвышающихся крыш  зданий, башенки магистрата и устремленной в небо корабельной мачтой. Привлекает интерес и белесое небо с легкими голубовато-розоватыми облаками, занимающие большую часть картины. Реалистичный сюжет, написанный в технике близкой импрессионистам, будто покрыт легким морским  маревом.

 

Крыжицкий Константин Яковлевич (1858-1911) «Дали. Летний день». Конец XIX века
ВКМ_420, К.Я. Крыжицкий, Дали Летнийдень, кон 19 в, д м ,29,5х43,5В небольшой по формату картине представлен типичный для России уголок природы, эпический пейзаж, в котором художником найдена поэтическая нотка. Проникновенная лирическая интонация в основе светлого, наполненного воздухом мотива. Тончайшими мазками тщательно проработанная поверхность манит зрителя своим пространством, сочной зеленью далекого леса, синевой водоема и причудливыми  очертаниями  нежно-розовых облаков. Изучая и тщательно штудируя бесконечно меняющееся состояние природы К. Я. Крыжицкий, любивший музыку, желает у зрителя вызвать поэтическое  настроение. В этой маленькой работе нам  будто слышится тихая музыка полуденной тишины, ласковый неповторимый шелест  ветерка, гуляющего над бескрайним простором. Известно, что художник часто работал под музыку, а высшим комплиментом в адрес молодого художника был его возглас: «Да вы настоящий музыкант!».

 

Турлыгин Яков Прокопович (1858-1909) «Последняя весна». Конец XIX века
ВКМ_466, Я П Турлыгин, Последняя весна, кон 19 в, х м, 131х84Родился, жил и работал в Москве, окончил Московском училище живописи, ваяния и зодчества с большой серебряной медалью. Экспонент ТПХВ (1886, 1887), член Московского товарищества художников (1893- 1898). Автор жанровых, исторических и религиозных полотен. Повествование о трагедии не только исхудавшей и умирающей от туберкулеза девушки. До ХХ века недуг был неизлечим. Потому-то печальным диссонансом звучит название картины. Ведь весна — это торжество обновления жизни. Да, за распахнутым настежь окном, золотятся купола храмов, виднеется первая изумрудная листва. А в унылой комнате, жадно вдыхая свежий воздух у окна, чахнет  слушательница каких-то лекций. Ее жалкий цветок в горшке, икона над изголовьем, только что покинутой постели, столик со склянками, – все вызывает горестную печаль и безрадостные мысли. И даже светлая одежда, солнечные блики на изможденной фигуре не придают оптимизма этому полотну.

 

Коновалов Василий Васильевич (1863-1908) «Печальные вести» 1894 г.
ВКМ_412,В В Коновалов, Печальные вести, 1894г, х м,84х95Уроженец Петербурга, выпускник Академии художеств, волею судьбы оказался в Саратове, стал свидетелем и активным участником становления культурной среды города. Внес ощутимый вклад в ее дальнейшее формировании. Преподавал в студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств (с 1889), Боголюбском рисовальном училище в Саратове (1887-1906), в Екатеринбургской художественно-промышленной школе (1906-1908). Тонким колористом предстает художник в картине, повествующей о глубоком горе интеллигентной семьи, потерявшей дорогого и близкого человека. Контрасты, представленные художником – траурная одежда матери и парадная школьная форма  прильнувшей к ней дочери – привлекают внимание зрителя. Но в работе прослеживается на редкость мягкое сочетание пятен белого и черного цвета через голубоватый налет воздушности. Рассматривая всю композицию, мы фиксируем взгляд на распахнутом окне, нежном букете сирени. Благодаря тончайше прописанным фрагментам — цветам на подоконнике, буйной майской зелени, тянущейся в окно, светлому наряду гимназистки и ее соломенной шляпке — работа наполнена не тоской и скорбью, а светлым чувством надежды.

 

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945) «Помешанный». Конец XIX века
ВКМ_464, Н П Богданов- Бельский, Помешанный, кон 19 в, х м ,91,5х61Необычное название работы «Помешанный»,  завораживающий сюжет, а главное, глаза связанного человека, изображенного на холсте, приковывают взгляд зрителя. И поражают. Такие глаза мы будто встречали ранее в живописи. В них застыли отчаяние и ужас от сознания неизбежности изменить что-либо в данной ситуации, да и всей жизни. Как много кроется за мучительной статичностью, молчанием, за страданием этого еще не старого мужчины, привязанного к мощному столбу. Поражают детали, которые хочется не только рассмотреть, но и глубже понять: в темном сарае разбитые черепки, разбросанная солома, клочки красной рубахи, вызывающие в памяти другие сюжеты и имена. Хочется узнать больше  о художнике, донесшем до нас горькие свидетельства этой драмы. Что подтолкнуло Богданова-Бельского к написанию холста, мы не узнаем, но очевидно лишь мощное влияние Репина на своего способного ученика Академии, каким был Н.П.Богданов-Бельский. Возле этой картины посетители галереи задерживаются дольше обычного, и отходят от нее в глубокой задумчивости.

 

Корнеев Федор Максимович (1869-после 1940) «Портрет графа А.Д. Нессельроде» 1901 г.
ВКМ_360, Ф М Корнеев, Портрет графа А Д Нессельроде, 1901г, х м ,138,5х91,5Художник, педагог, преподававший на протяжении многих лет в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, владелец художественной студии и единственного в городе салона–магазина. Мастерская Корнеева была художественным центром Саратова. Энергичный человек, представляющий для провинциального жителя совершенно новый тип педагога и художника. Он притягивал к себе людей не только безраздельной преданностью искусству, но и замечательными человеческими качествами. Он был «требовательным, опытным и знающим» педагогом. Весной 1918 года, в силу кардинальным образом изменившихся в России социальных и политических условий, Федор Корнеев был уволен из Боголюбовского рисовального училища, переименованного в Высшие свободные государственные художественные мастерские. Уволили потому, что обвинили в лицемерии и двурушничестве: у «детей революции» не укладывалось в голове, как можно сначала писать портрет Петра Столыпина, а потом — аллегорическое полотно о победе над старым строем. 1 ноября 1929 года Федор Максимович Корнеев как неблагонадежный был арестован. Его обвинили в выполнении заказов для монастырей и храмов Саратова, в переписке с П.А. Столыпиным, в дружбе с графом А.Д. Нессельроде, в частых поездках за границу. Библиотека, рисовальные классы, мастерская художника были опечатаны, а все имущество — конфисковано. Художник был осужден по статье 58, пункт 10 и отправлен в Архангельск. Есть две версии того, где и как умер саратовский художник. Есть предположение, что он доживал последние дни в далеком северном городе. Также ходили слухи, что Федор Корнеев после освобождения оказался в Москве, очень нуждался, голодал и умер. Портрет покровителя художника — графа А.Д. Нессельроде был написан 1901 году в  селе Царевщина Вольского уезда Саратовской губернии — родовой усадьбе графа, куда Корнеев был приглашен, как друг семьи. Анатолий Дмитриевич Нессельроде (1850-1923) – внук министра иностранных дел К.В. Нессельроде,  был одним из самых интересных людей своего времени. Незаурядность  и независимость личности в портрете подчеркивается демократичной, свободной позой этого энергичного и высокообразованного человека. Крупное изображение, почти в натуральную величину. Одухотворенное  лицо, отлично проработанное художником, повернуто к зрителю, светится интеллектом, тонкостью чувств, знанием жизни. Привлекает движение глаз, мягкая доброжелательная полуулыбка, при этом строгая осанка, подтянутость, уверенность и спокойствие. Портрет, созданный саратовским художником, дает достаточно ясное представление о человеке, открывавшим на свои средства ясли, школы и больницы.

 

 Маковский Александр Владимирович (1869-1924)  «Портрет украинской девушки» 1899г.
ВКМ_485, А В Маковский, Портрет украинской девушки, 1899г,х м , 48,2х37Живописец, график, член  Товарищества передвижных художественных выставок, академик и профессор Императорской Академии художеств. Сын знаменитого живописца Владимира Егоровича Маковского, племянник художников Константина и Николая Егоровича Маковского. В колоритном портрете  художнику удалось соединить индивидуальную достоверность  образа и типичные национальные черты модели. Мы отмечаем юный возраст милой дивчины, с интересом  вглядываемся в ясные красивые глаза на ее серьезном вдумчивом лице, задерживаем взгляд на поблескивающих серьгах в ушах. Венок из мальв, в золотисто-русых волосах, придавая некоторую праздничность этому будничному портрету, вышитая сорочка с намистом (бусами), выставленный на показ крестик, подчеркивают ее горделивую независимость. Живое, реальное лицо со всеми оттенками переживаний молодости, надежд и тревог. Естественность, открытость и простота придают ее облику чарующее обаяние.

 

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872-1957) «Ручей». Начало XX века
ВКМ_476, В К Бялыницкий-Бируля, Ручей, нач 20 в, к м, 70х52В глубоко лиричных работах художника — верность реалистическим традициям русского пейзажа. «Это певец тех радостных дней, когда всё пробуждается в природе, когда бегут талые снега, вот-вот зазеленеют вербные кусты, а кое-где на сухих местах уже выглядывают первые робкие ростки свежей травы» —  говорили о живописце. В пейзаже «Ручей» воздух чист, прозрачен, напоен тончайшим ароматом пробуждения и нежнейшей музыки. Весеннее настроение чутко улавливается художником. Еще земля покрыта снегом, но движение  воды, чуть порозовевшие, оживающие от сна ветви деревьев – все в предчувствии весны. Создаваемый живописцем образ природы полон чувства, рождён живыми наблюдениями того простого и порой незаметного, что роднит пейзажиста с Саврасовым и Левитаном.

 

Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944) «Лес зимой» 1900 г.
ВКМ_417,С Ю Жуковский, Лес зимой, 1900г, х м , 42х62Интригующая серебристость   пейзажа подкупает своей чистотой, тихой эмоциональной нотой, в которой затерянные одинокие следы намечают чуть улавливаемые паузы в спокойном звучании природы. В нем нет настороженности и холода, есть умиротворяющая грусть, умение одушевлять  природу, теснейшим образом сплавляя ее с присутствием человека. Волнующая, тонкая искренность картины ставит ее на один уровень с известными «пейзажами настроений». Эта небольшая работа созвучна словам Ф.Тютчева «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа…, в ней есть язык».

Суриков Василий Иванович (1874-1907) «Стрелец». Конец XIX века
ВКМ_493, В И Суриков, Стрелец, кон 19 в, х м, 62х52В холсте представлен один из многочисленных этюдов  к историческим полотнам портрет старого воина. Сибирские казачьи станицы были настоящим заповедником древности, в которых художник находил своих персонажей.  Стойкость, удаль, задор – да, но это все в прошлом у старика, написанного художником. Ни порывистости, ни страстности, ни стихийной неистовости не осталось в облике мужчины. Из-под стрелецкой шапки с меховой опушкой выбиваются лишь непокорные седины. А какой взгляд?! Не светлые мысли-надежды читаются в застылых глазах. На что ушла сила духа казачья? Смотрят выцветшие очи, обветренного боями и вьюгами лица, будто оглядываясь в далекое прошлое. Тем не менее, у зрителя нет ощущения безысходности. За спиной старика, как верный оплот стоит прочная деревянная сторожевая башня. Надежный, непродуваемый ветрами тулуп,  наброшенный на белую, свежую рубаху, и преданный мушкет – «мы еще повоюем!» Интересная по своей  психологической  глубине этюдная работа мастера.

 

Поляков Петр Иванович «Деревенская кокетка» 1893г.
ВКМ_471, П И Поляков, Деревенская кокетка, 1893г, х м , 60,7х53,7Крайне скудны сведения об этом художнике, его имя лишь упоминается в «Записках моряка-художника» А.П.Боголюбова. В предисловии к этой книги читаем: «В его музее и его школе в Саратове выросли мастера мирового уровня, гордость искусства XX века — живописцы В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, скульптор А.Т. Матвеев и десятки других первоклассных художников — А.А. Савинов, П.С. Уткин, Д.Ф. Цаплин, В.М. Юстицкий, гравёры А.И. Кравченко, П.И. Поляков, А.В. Скворцов и многие, многие другие, вплоть до наших дней». Известно также, что Поляков П.И. участник I Государственной свободной выставке произведений искусств 1919 г. в Петрограде, в здании Зимнего дворца. Участвовало 299 художников. Экспонировано 1826 произведений (размещены в 17 залах). Портрет  — трогательное повествование о девочке, которая собирается на вечерницы или только мечтает о них. Народные гулянья, хороводы, веселье и удаль — это лишь наши догадки. А перед нами —  красный, все-таки праздничный, в мелкий цветочек платок, повязанный как у взрослой женщины, застиранная сорочка и осколок зеркала на голом деревянном столе. Кусочек маленькой, незащищенной и безрадостной жизни. Интересен и потемневший фон холста – на дальнем плане будто угадывается рама картины, просматриваются бутоны красных цветов. Но главное, светлая чистая красота  лица, вопрошающая немым укором и покоряющая обаятельным простодушием.

 

Туржанский Леонард Викторович (1875-1945) «Ранней весной». Начало  ХХ века
ВКМ_474, Л.В. Туржанский, Ранней весной, нач 20в, х м ,72х108,7Эмоциональный, звучный холст — живописная песня о простоте русского быта и чарующей притягательности природы. Излюбленный незамысловатый мотив с деревянным забором, крестьянским подворьем, ароматом далекого леса мастер превратил в свежее впечатление от деревенского бытия. Художник необыкновенно ярко,  многоголосым языком цвета рассказывает о богатстве человеческих мироощущений. В  непримечательном, обыденном уголке уральской глубинки,  в сотворенном художником пространстве дворика с деревянным сарайчиком, сельскими заботами, под радостно чистым голубым весенним небом,  слышится одухотворенная тишина. Поражает фактурная поверхность холста, пластика живописного мазка, рождающая объемность и глубину изображения.

 

Денисов Василий Иванович (1862-1921) «Египтянка» 1912 г.
ВКМ_332, В И Денисов Египтянка, 1912 г, х м ,77х63В самом начале ХХ века А.Блок напишет «Стихи о прекрасной даме». Спустя десятилетие другой символист — В.И.Денисов,  художник, которого причисляли к живописцам «с крайней индивидуальностью» и при жизни складывались легенды, выполнит загадочную картину-панно «Египтянка» (1912 г.). В ней, будто в зазеркалье, отражается «мерцанье красных лампад» и возникает  непостижимый облик  Дамы. Не в великосветски-изысканном виде. Непредсказуемая, знойная дива с меднокожей плотью и неподвижным взглядом  темным глаз в клубящемся мареве инфернального фона предстает перед нами. На холсте возникает не канонический египетский профиль, знакомый по учебникам истории, а пронзительно выразительный зашифрованный образ, понятный лишь узкому кругу посвященных, рожденный воображением художника.

 

Милиоти Василий Дмитриевич (1875-1943) «Сказка» 1919 г.
ВКМ_368, ВД Милиоти, Сказка, 1919г, д м,40,5х31,5В небольшой по формату работе словно в причудливой мозаике из цветовых пятен сложена  прекрасная иллюзия волшебной страны, где оживают сказки. Взгляд останавливается на двух причудливых фигурах в старинных костюмах на фоне дивного пейзажа, где на розово-сиреневом небе застыли белые облака. Одежда героев сказки по цветовому соотношению гармонично вписывается в невероятное пространство картины с  обилием фантастических камней и желто-коричнево-оранжевых деревьев. Композиция, безусловно, продолжается и за пределами видимого восприятия. Фантазия зрителя не только домыслит прекрасный замок, ступени которого мы видим слева, но и голову лошади, с наивным любопытством заглянувшую на волшебную поляну, угадает русалку с золотистыми волосами у крошечного водоема. И не каждый посетитель обратит внимание на дату создания картины – 1919 год. Мятежное время грозных потрясений и революций.

 

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) «Листья» Начало ХХ века
ВКМ_370,Н С Гончарова, Листья, нач 20в, х м ,92х69Строгостью  и выразительностью отличается  редкий в наследии художницы пейзаж. Композиция содержит четкое сопоставление, крупно взятых и резко освещенных, деревьев с ободранной корой и  хмурой синевы неба. Плотным, густым покровом ложатся на холст энергичные цветовые мазки. Белый в контрасте с синим, сизым, серебристо-серым цветом, на расстоянии складывается в чистые и суровые гармонии. Эмоциональная выразительность приглушенно-звучных сочетаний создает образ фантастически преображенного пейзажа. Но, в этом загадка картины – одни видят в ней наивное детское восприятие могучих деревьев. У других  эта строгая простота форм, четкость линейных ритмов — воплощение пронзительного одиночества, грусти. С картиной  созвучны стихи М.Цветаевой:
                     Этот тополь! Под ним ютятся
                     Наши детские вечера,
                     Этот тополь среди акаций,
                     Цвета пепла и серебра.

 

Бурлюк Давид Давидович (1982-1967)  «Женский портрет». Начало  ХХ века
ВКМ_375,Д Д Бурлюк, Женский портрет, нач 20в, х м, 92х66,5Приписываемый Д.Д. Бурлюку «Женский портрет» написан в 1910-е годы. Центр композиции — внушительная фигура полуобнаженной женщины с гладким черепом и объемно–выпуклыми серьгами, сформированными цветом и полусферическим поднятием фактуры холста.  Построенное на сочетании широких, сочных мазков, положенных на холст в конкретных направлениях в соответствии с рисунком, произведение художника  удивляет иллюзией динамики пляшущих  скелетов на дальнем плане и плоскостей за уверенной фигурой женщины. Обладая ярким воображением и мастерством, художник помогает зрителю ощутить единство действительного пространства и нереального мира.

 

Розанова Ольга Владимировна (1886-1918) «Натурщица» Начало ХХ века
ВКМ_377, О В Розанова, Натурщица, нач 20 в, к м, 48,5х54В ранней работе художницы крупным планом изображена обнаженная женщина, сидящая в сложном ракурсе на берегу реки. В «зародышевой позе» женщины, с телом цвета охры с серыми полутонами, с отвернутым от зрителя лицом, в  темных, прямых, коротко и  небрежно обстриженных волосах, в ступне ноги повернутой к зрителю — во всем одиноком облике ощущается острое желание отстраниться от окружающего бытия. Абстрактный пейзаж с волнами, геометрическими возвышенностями и камнями воспринимается с некой тревожностью. Тело, будто озаренное внутренним светом, сглаженные, мягкие линии, плавные изгибы спины, рук, ног, — вся композиция подчеркивает своеобразную замкнутость, интуитивное стремление к одиночеству.

 

Пальмов Виктор Никандрович (1888-1929) «Беременная радость» 1920г.
ВКМ_374,В Н Пальмов, Беременная радость,1920г, х м ,50х37,5Художник-авангардист, график, педагог. Родился в Самаре, с детства проявлял большую любовь к искусству. Поступил в Пензенское художественное училище, учился живописи в 1911 — 1914 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А.Коровина. В 1920 — 1921 гг. совместно с Д.Д.Бурлюком, совершает поездку в Японию, где знакомится с местными футуристами. В период с 1923 по 1924 год В.Н.Пальмов сотрудничает с московским журналом ЛЕФ, вокруг которого группировались представители русского  авангарда 1920-х годов футуристы, конструктивисты. В.Н.Пальмов являлся создателем художественного стиля «Цветистость». С 1925 по 1929 годы В.Н.Пальмов на преподавательской работе, он — профессор Киевского Художественного Института. Ранняя смерть от неудачной операции в возрасте 41 года прервала путь художника. Оптимистичная работа написана мастером в период его активного участия в экспериментах  Левого фронта искусств. Яркое футуристическое ощущение радости в композиции подтверждается не только световыми эффектами локальных форсированных цветов. Чувственную напряженность подкрепляет изменчивость фактуры красочного слоя. Женщину, во всей красоте ожидания дитя,  поворотом головы устремленную в грядущее, домики, стилизованные цветы озаряют светлые лучи отблесков безоблачного неба, выполненного из фольги. Кульминация достигается изображением на синем диске солнца раскинутых крыльев чайки — этого извечного спутника надежды.
Отвергая «изобразительный натурализм», Пальмов предлагал искать новые пути в искусстве в направлении цветописания, исследовал влияние цвета и музыки на эмоции человека: «Реальность музыки и живописи определяется, прежде всего, эмоциональным влиянием на зрителя, а не сюжетом». Вероятно, поэтому в работе «Беременная радость» слышна мажорная тема  величии будущего материнства.

 

Баранов-Россинэ Владимир Давидович (Баранов Шулим Вольф Лейб, псевдоним Даниэль Россинэ) (1888-1944)  «Цветовая композиция» 1920 г.
ВКМ_367, В Д Баранов-Россине, Цветовая композиция, 1920г, х м ,74х50Создана художником в московский период увлечения беспредметным искусством и продолжения экспериментов с лентой Мёбиуса с абсолютным, чистым миром абстракции. В работе ярко выявлены эффектные цветовые структуры, рожденные воображением и колористическим даром живописца. Наиболее сильное эмоциональное воздействие на зрителя производит цвет и фактура красочного слоя, представленная в цвето-формах  разных видов. Извивающиеся ленты, разнофактурные и многообразные по форме и объему плоскости, благодаря разработке идеи единства цвета-движения–света, видятся  зрителю колеблющимися в ярко освещенном пространстве. Рефлексы и блики на изгибах завитых лент создают ощущение пружинистого вечного движения. В работе  мастер прибегает  к использованию сложного приема, схожему с техникой сграффито, что позволяет добиться небывалой чувственной выразительности и напряженности.

 

Юстицкий Валентин Михайлович (1892-1951) «Сценка за столом» 1923 г.
ВКМ_13400, В М Юстицкий, Сцена за столом, 1923г, к м,58х44,5Родился в Петербурге в семье юриста, по окончании Пажеского корпуса поступил в художественную школу Гольдблата. В 1913 – 1914 годах брал уроки в частной академии Бланшара в Париже. Участник выставок с 1915 года (Товарищество художников, «Салон Единорога», «Северное общество художников», «Магазин»). В 1918 году был направлен наркомом просвещения Луначарским в Саратов, чтобы «создавать пролетарское искусство». Возглавлял студию живописи и рисунка при местном Пролеткульте, был профессором Свободных государственных художественных мастерских. Увлёкшись «динамической архитектурой», участвовал в конкурсе по проектированию подвижного памятника Жертвам Революции, мечтал о сооружении движущегося моста через Волгу. С 1929 года Юстицкий – член группы «13». С 1936 года жил в Москве, иллюстрируя книги французских писателей для издательства «Academia». В 1937 году был арестован и приговорён за «антисоветскую агитацию и пропаганду» к 9 годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения в 1946 году вернулся в Саратов, где недолгое время руководил изостудией на заводе. Был уволен по инициативе саратовских художников как «идеологический диверсант» и «неблагонадёжный», после чего ученики покинули студию в знак солидарности с мастером. Обладатель наибольшего количества произведений Юстицкого Саратовский ГХМ имени А.Н. Радищева. В 2004 году этому музею была передана в дар картина Юстицкого «Печальная муза», выкупленная в Париже руководителем всемирно известного ансамбля «Виртуозы Москвы» Владимиром Спиваковым.
В небольшой работе «Сценка за столом» проявляется  сильное влияние кубофутуризма, которое привлекало В.М. Юстицкого богатством и разнообразием сочетания форм и линий, и вместе с тем строгостью стиля.
Трактовка фигур в небольшом гротесковом произведении подчеркнуто упрощена: крупноголовые с узким торсом, с грубовато обезличенными лицами,  с чрезмерно толстыми шеями.  Рисунок этих фигуры нанесен, будто детской рукой. Подчас линия проведена вызывающе безвкусно, но здесь же, рядом – тонкая, гибкая, изящная: в странной фигуре женщины, наблюдаем грациозность поворота головы, движения руки. Изысканно сочетаются оливковые и коричневатые тона. Тяготение художника к простым людям, дающим нравственную силу в картине очевидно. Отсюда та углубленность и сосредоточенность, серьезность и значительность.   Юстицкий, как будто, предлагает зрителю остановиться в своих повседневных буднях, прислушаться   к друг другу.

 

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968) «Крымский пейзаж» 1953 г.
ВКМ_10792, П В Кузнецов, Крымский пейзаж, 1953г, х м ,70х100На холсте — нежная, будто вибрирующая   живопись крымского  побережья. Пейзаж с бескрайними морскими далями, ослепительным солнцем, песчаным пляжем, заманчивыми домиками  на берегу дышит атмосферой  и ароматом далеких 60-х годов, вызывая у многих теплые воспоминания. Художник редкого дарования в чистой светлой красочной гамме переливчатых тонов создает волнующую поверхность воды, придает колоритный вид приютившимся у берега строениям и пирамидальным кипарисам. Быстрым взглядом схватывает фигурки людей купающихся, в уходящем до горизонта, море. Ширь и простор дальнего плана наполняют картину ощущением  безмятежного счастья.

 

Чернышев Николай Михайлович (1885-1973)  «Первая зелень» 1955 г.
ВКМ_14616, Н М Чернышев, Первая зелень, 1955г, х м ,47х35Картина является характерным для живописи мастера произведением, трогательным подтверждением его слов: «Я увидел в пионерах-подростках такую захватывающую дух красоту. Я нашел глубокий источник, кристально чистый родник, как бы красоту оживших антиков. Я рисовал не столько сходство, сколько выражение их юных ликов». Целью художника, создавшего свой особый мир, была возможность поделиться со зрителем открытой им красотой. Такое же удивление, взволнованность девочки от открывшегося, постигнуто ею мира, мы видим в этой небольшой работе. Нежная грация, очарование подростка, певучий ритм ее скрытого движения контрастен четко обозначенной плоскости зеленой ветки – в этом гармония характерная «чернышевским образам». Его простой и искренний язык общения со зрителем убеждает нас быть чуткими к незащищенному детству, увидеть одухотворенность и ответственность перед природой.

 

Чернышев Николай Михайлович (1885-1973) «Портрет жены» 1957 г.
ВКМ_14615, Н М Чернышев, Портрет жены, 1957г, х м , 50,5х40,5Удивительной особенностью картин художника является их сдержанная  интонация, простота мотива, отсутствие живописных эффектов, словно некая робость. Все это отражено в портрете Антонины Александровны. «Жена с неба», говорил художник  – всю жизнь они были рядом.  Самый близкий друг, единомышленник, эта спокойная, серьезная, земная женщина была опорой, утешением мастера, называла его «радость моя». В строгом темном платье, легкой изящной шляпке 50-х годов, единственное украшение – брошь-камея у воротника. И даже в этом — благородное поклонение мужу, его увлечению – античности. Лицо русское, одухотворенное, необыкновенно интересное, с распахнутыми чистыми глазами, обрамленное гладкими волосами цвета платины — лицо думающего, чувствующего,  просветленного человека.

 

Пахомов Алексей Федорович (1900-1973)  «Портрет Сары Лебедевой» 40-е годы ХХ века
ВКМ_379,А Ф Пахомов, Портрет Сары Лебедевой, 40-е г 20 в, х м,118х81Портрет  представляет  выдающуюся советскую художницу – скульптора – личность яркую, увлеченную  созиданием новых героев и образов. Наследие С.Д. Лебедевой ясное, своевременное, гармоничное стало классикой советского искусства. Художник А. Г. Тышлер вспоминал: «Она сама походила на скульптуру из бледно-розового мрамора. Несуетливая, медлительная, она так двигалась в пространстве, вроде бы невидимые существа переносили ее осмотрительно с места на местоположение, чтобы не обронить». Портрет, созданный мастером, отличает полнозвучный  мажорный колорит, крупное поколенное изображение, сообщает ей монументальность. Характер, темперамент четко прочитывается в напряженной  позе, решительном повороте головы, в сосредоточенном выражении лица с плотно сжатыми губами. В статной фигуре Сары Дмитриевны на перламутрово-жемчужном фоне отражено не только сходство с натурой, черты яркой индивидуальности. В нем выражено восхищение художника ее благородством, талантом, неукротимой энергией.
Ткачевы Алексей Петрович (1925г.р.) и Сергей Петрович (1922 г.р.) «Вечер в деревне» 1980 г.
ВКМ_14245, С П и А П Ткачевы, Вечер в деревне, 1980г, х м, 100х92В центре внимания художников, выросших в небольшом рабочем городке – деревенская действительность. Композиция, рожденная наблюдениями окружающей жизни, созданная активным языком пленэрной живописи, воспринимается  как  симфония  жизни и красок. В вечернее время любая тень видится контрастным синим или фиолетовым пятном, а прогретые солнцем постройки неспешно источают окружающему пространству свое дневное тепло. Сельский пейзаж с деревянный забором, уверенно стоящим будто страж, дома, твердо и надежно оберегающие быт, простые заботы крестьян. Настоящая трудовая жизнь, родная и близкая братьям-художникам,  воссоздана в картине.

 

Фомичев Василий Осипович (1924-1992) «Волжские просторы» 1990 г.
ВКМ_15062, В О Фомичев, Волжские просторы, 1990г, х м , 50х70Художник-реалист, живописец, пейзажист.  Один из самых тонких и проникновенных художников-уроженцев Саратовской земли, признанный певец Волги, которого называли «богатырь пейзажа». С 1960г. член Союза художников СССР. Заслуженный художник России. Родился в с. Елховка Татищевского района Саратовской области. После изостудии саратовского Дворца пионеров, обучение в Саратовском художественном училище у Б.В.Миловидова и В.Ф.Гурова, прерванное войной  на 3 года, работой слесарем на оборонном заводе. После войны, возможность реализовать себя во всех живописных жанрах: историческом полотне «Пугачев на Соколовой горе», бытовых картинах («Базар в Хвалынске»), портретах земляков, натюрмортах. Но ведущим жанром за 45- летнюю творческую жизнь В.О. Фомичева был пейзаж с его многоликостью и трепетным непостоянством. Сквозной темой, ставшей стержнем всего искусства Фомичева, наиболее полно выразившей сильные стороны дарование, стала Волга, для  него — олицетворение России, самой жизни. Нет конца разнообразию волжского пейзажа – в них величие и ласковая красота, праздничность летней зелени, изменчивая голубизна волжской воды. Все годы творчества излюбленным местом пленэрных экспедиций Фомичева были волжские окрестности Вольска, холст «Волжские просторы» (1990г.) — один из многих таких пейзажей. Широкий охват ландшафта с тонкой проработкой ближних планов, с фиксацией мельчайших подробностей песчаного обрыва и прибрежной растительности, придают этой этюдной работе завершенный вид. Панорама Волги поражает мощью и величием, а яркое пятно – женская фигурка на берегу — придает жанровую окраску и одухотворенность пейзажу. Работа В.О.Фомичева сравнима с молчаливым, взволнованным объяснением в любви к Волге, давшей художнику великое счастье творчества.

 

Чудин Виктор Федорович (1936 г. р.) «Портрет Визгаловой» 1989 г.
ВКМ_17627, В Ф Чудин , Портрет Визгаловой, 1989г, х м ,99х99Родился  в с. Донгуз Саратовской области. Рисовать начал в раннем детстве, кусочком угля по печке. Закончил Саратовское художественного училища, которое успешно в 1957 году. За время учебы он испытал влияние мастеров знаменитой плеяды художников, которую до сих пор называют «саратовской художественной школой» (К. Петров-Водкин, В. Борисов-Мусатов). Виктор Чудин – одна из знаковых фигур современного изобразительного искусства Саратовской губернии.  Живопись Чудина удивительно проста и в тоже время наполнена большой жизненной мудростью. Посредством различных образов – плодов, женских ликов, человеческих фигур в цветовых вариациях В.Ф. Чудин выражает свою идею о «пяти временах года в жизни человека». Каждому периоду жизни соответствует время года: рождению — зима, расцвету — весна, зрелости — лето, мудрости — осень и Вечности — снова зима.
Яркость, насыщенность красок, своеобразное – «чудинское» отношение к цвету —  вот декоративное начало «Портрета Визгаловой». В работе присутствует не только лиризм, но и чувствуется особая энергия цвета и света. В этих сочных мажорных красках, которые радуют глаз, в национальной одежде – пешяла, как и в солнечном плоде, пышных невероятных соцветиях, от которых веет свежестью — во всем особое понимание жизни. Несмотря на задумчивый вид и поникшую голову женщины с пшеничными волосами нас обдает волной тепла и радости. Работа так насыщена солнцем, цветами и воздухом, что возле нее заряжаешься надеждой, любовью и мудростью.

 

Невский Вячеслав Юрьевич (1927-1997) «Осень в парке» 1967 г.
ВКМ_17062, В Ю Невский, Осень в парке, 1967г, х м , 78х102Родился в Тюмени, рос в Тобольске, а вся его творческая жизнь прошла на волжском берегу в тихом провинциальном городке – в Вольске.  Романтик по натуре он с юности стремился  стать моряком, поступил в речной техникум, но любовь к искусству привела его в Саратовское художественное училище (СХУ), к опытным педагогам-художникам В.Ф.Гурову и Б.В.Миловидову. В начале 50-х годов после окончания СХУ в Вольск была прислана целая плеяда молодых талантливых живописцев. И уже тогда глубокой образностью, филигранным качеством исполнения  выделялись картины В.Ю.Невского. Дарование Невского ярче всего проявилось в пейзаже. Волга, ее дивные берега, просторы Заволжья с бесчисленными озерками, старинный  Вольск нашли в нем неутомимого исследователя.  Он чутко ощущал любое состояние природы – торжественную суровости зимы, нежность цветущего  мая и пылкую знойность лета, отдавая безусловное предпочтение  колдовскому  многоцветью осени.
В холсте «Осень в парке» горожане видят прелесть своих  скверов и парков. Художник заставляет нас познать состояние счастливого покоя от умиротворяющего тепла и сочного золота осенней листвы. Парк, написанный на основе конкретных зрительных впечатлений, дает не только отдохновение души, но и праздник глазам – от синей лазури неба хочется кружиться в потоке света и радости, охапками собирать упавшую пурпурно — шафранную листву. Это маленький гимн родному городу.

 

Петров Юрий Яковлевич (1947г.р.) «Тихий вечер» 2007 г.
ВКМ ,ЮЯ Петров, Тихий вечер, 2007г, х м ,43,7х63,5Родился в селе Волково, Марксовского района Саратовской области. С 1969 по 1973 год учился в Саратовском художественном училище, после выпуска  стал в в Вольске первым директором Детской художественной школы. С 1998 г. член Союза художников России. Ныне ведущий представитель художественной артели Вольска, вошедший  еще в 2008 году в энциклопедию «Успешные люди России», выпущенную швейцарским издательством Р. Хюгнера. Произведения художника находятся в частных коллекциях России, Англии, Франции, Германии, Японии, Китая. Ю.Я. Петров – живописец, посвятивший свое творчество прославлению русского пейзажа. Истинная потребность его души – выразить пережитое, прочувствованное, передуманное с искренностью, добротой и лиризмом. Он творит так, что зритель, глядя на его картины, невольно вспоминает и переживает заново минуты восторга всколыхнувшие, зацепившие сердце перед неповторимым очарованием природы. В картине «Тихий вечер» покой и умиротворенность спокойной волжской заводи, подсвеченной отражением вечернего солнца на водной поверхности. Легкая зыбь реки, свежесть и прозрачность влажного воздуха, нежнейшие оттенки зелени дальнего лесного побережья, теплота дружеской компании  — трогательная живопись, созданная без малейшего вымысла, рожденная  душой и талантом мастера.

 

Петров Юрий Яковлевич (1947г.р.) «Весенние воды» 2007 г.
ВКМ Ю Я Петров, Весенние воды,2007 г,х м, 50х70Композиция удивительно созвучна с работами маститых художников прошлых веков. В этом ее очарование – у знатоков искусства возрождается вера в нерастраченную силу реалистического искусства, у  неискушенного зрителя  в памяти всплывает бесконечное разнообразие родных уголков природы. Пронзительная трогательная простота  лесного мотива, и в то же время воздушность, проникновенность в гармонии цветовых тонов влажного серебристого леса, весеннего снега и платиновой изменчивости ручья.

 

Алтухов Сергей  Александрович 1964 г.р.  «Церковь в Легком переулке» 1999г.
ВКМ_17292, С А Алтухов, Теплый вечер в Легком переулке, 1999г, двп м ,98х93Молодое поколение вольских профессиональных художников представляет уроженец г. Барнаула, в 1985г. окончил СХУ у педагогов В.Л. Маслова, А.Ф. Саликова, Н.А.Чечневой. Начиная с дипломной работы «Цветочница» (1985г.), наполненной прозрачной воздушной средой, свежестью и ярким динамизмом, в его творчестве явно просматривается  влияние французского пуантилизма. С 2000г.  член Союза художников России,  а 2013 году С.А.Алтухов в Париже был награжден грамотой Всемирной Ассоциации «Палитра мира» и стал ее членом. Обаяние его работ в том, что сквозь гармонию мерцающих красок, мельчайших вибрирующих мазков, просматриваются теплые волжские плесы, гладкие заводи р. Иргиза, трогательные уголки Вольска, с уютом крохотных домов.
Ясная, пронизанная лучами солнца картина «Церковь в Легком переулке» создана, словно из кружев. Сплетение ветвей деревьев, прозрачность  еще не опавшей желтеющей листвы, неожиданно нежно-розовые холмы меловых гор на горизонте, ютящиеся у подножья  белоснежного храма деревянные домики  — вся панорама трогательного уголка Вольска, видится в дымке теплого воздушного пространства. Задушевная, тихая, чуть грустная, как русская песня, интонация этого удивительного пейзажа завораживает зрителя.

 

Тюрин Иван Алексеевич (1824-1904) «Портрет М.Н. Галкина-Враского» 1878 г.
ВКМ 513, И А Тюрин, Портрет М НГалкина-Враского,1878г, х м, 135х98Родился в Нижегородской губернии в мещанской семье. В 1845 году поступил в Императорскую академию художеств; был учеником А.Т. Макарова. В 1850 году становится свободным художником, в 1859 году — назначенный в академики Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, с 1861 года — академик портретной живописи. На портрете изображен государственный чиновник высокого ранга. Михаил Николаевич Галкин-Враской (1832- 1916)  — русский государственный деятель, статс-секретарь (1904), член Государственного совета (1896), действительный тайный советник (1895). В 1870—1879 годах — саратовский губернатор, где снискал всеобщую любовь не только как администратор, но и как человек. В памяти современников он остался личностью высокообразованной, глубоко интересующейся историей и литературой. Он поддерживал дружеские отношения со многими видными деятелями русской культуры – А.М. Аксаковым, Г.П. Данилевским, П.С. Лесковым, Б.М. Кустодиевым, Л.Н.Толстым. Галкин – Враской  горячо поддержал идею известного русского живописца А.П. Боголюбова – основать в Саратове общедоступный художественный музей, приняв в его создании самое активное участие. Строгий, сдержанный глава губернии изображен в скромной обстановке рабочего кабинета — подлинный образец высокой портретной живописи. Наше внимание не отвлекают атрибуты успеха и детали интерьера, лишь широкая шелковая рубиновая лента придает значимость представленной персоне.

 

Савельев Николай Васильевич (1930-2000)
Трудовые будниН.В.Савельев родился в селе Богородском, на вольских холмах прошло его детство. Сюда же, в родной Вольск он вернулся после окончания Саратовского художественного училища, постигая славную «саратовскую школу» живописи у известных педагогов-художников – С.В. Миловидова, В.Р. Гурова. Н.В. Савельеву были подвластны все жанры, ему были близки и пейзажные мотивы и тематические композиции. Самый горячий интерес вызывали у художника земляки, люди, живущие рядом, занятые делом. Потому картины «Трудовые будни», «Меж холмов»  (в постоянной экспозиции  галереи), «После работы», «Семья» неоднократно занимали достойные места на персональных выставках Николая Васильевича и совместных  выставках вольских художников.
Меж холмовХудожник большого диапазона, поднимающий социально-исторические и жанровые темы, Н. В. Савельев писал и о Великой Отечественной войне. Об этом периоде повествует работа «Трудные годы». Сюжет ее автобиографичен: в лихое голодное военное время на расчищенных  от камней участках вольских гор мать с детьми подростками сажают картошку. Все, что дорого и бередит сердце, сумела выразить умелая рука и зоркий глаз живописца. Впечатления детства, которые мы проносим с собой всю жизнь, перебирая в памяти в минуты невзгод его светлые эпизоды,  как и маленький домик на холсте художника, приютившийся в складках холмистого подножья, фигурка матери, пасущиеся козы – всё это символы любви к Отечеству, оплот веры в Добро.  Именно таким – человечным, отзывчивым, деятельным был Николай Васильевич Савельев.

 

Во власти неба. Художник и поэт Геннадий Голобоков.
GolobkovВ 2015 году исполнилось 80 лет со дня рождения балаковского художника Геннадия Голобокова (1935-1978). В основной экспозиции картинной галереи посетители могут увидеть живописную работу Геннадия Голобокова «Штурмующие небо» 1967 г, холст, масло. На картине изображены приземлившиеся парашютисты. Один из них, расположенный ближе к зрителю, стягивает руками стропы парашюта. Он старается остановить движение купола, упираясь в землю ногами. Трудно передать ощущения, которые возникают во время прыжка с парашютом, особенно при первом прыжке. Сердце усиленно бьётся, человек преодолевает свой страх. Новичок, да и бывалый парашютист тоже, испытывают наибольшее волнение перед тем, как покинуть самолёт: в этот момент сердце готово так и выпрыгнуть из груди. Но вот прыжок уже сделан, осталось только справиться с парашютом. Художник мечтал не только о близком небе, мечтал полететь к звездам и найти новые планеты. Он обыкновенный мальчишка, родившийся в селе Малая Быковка Балаковского района, с детства был увлечен астрономией, играл на скрипке, гармошке, но больше всего любил рисовать. Рисовал, не выпуская из рук карандаша ни на уроках, ни на переменах. На любом клочке чистой бумаги он набрасывал тихие балаковские улочки, любимую Волгу. Его работы брали на городские выставки, посылали в Саратов. Через год он должен был получить аттестат зрелости, но случилось несчастье. Все, о чем он мечтал, вдруг оказалось недостижимым. Неудачный прыжок во время купания – перелом шейного отдела позвоночника, неподвижность. Так в 16 лет он оказался прикованным к кровати. Судьба лишила Геннадия всего, но мужества она у него не смогла отобрать. И он снова учился держать в руках ложку, карандаш, учился писать. Переборов отчаяние, он окончил на дому 9-10 классы, а затем Московский заочный университет искусств. Геннадий Голобоков написал 200 картин (большинство с фантастическим сюжетом, много жанровых картин, портреты, натюрморты и пейзажи родного Заволжья), многие из них видели в различных городах мира. Две хранятся в Американском космическом центре в Хьюстоне. Главный герой – молодой, счастливый и сильный человек-созидатель. В 1973 году художник становится победителем международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонировались на выставках в Москве, в Баку, в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне, Улан-Баторе, на Мадагаскаре… Их высоко оценили космонавты Виталий Севастьянов, Павел Попович. Две его картины подарены американским астронавтам. Геннадий Голобоков был не только художником, но и одаренным поэтом. Цикл стихов «Братья по разуму» своеобразное дополнение к его картинам. Проникновенные стихи Голобоков посвятил Родине:
«Русь… Россия… Слова короткие,
Но с аккордом созвучных слов
Наплывает, льется потоками
Светлой музыки вечный зов.
С этим зовом вдыхаю зори я,
Пью березы пьянящий сок,
А из желтых страниц истории
 Выбираю один листок».
Геннадий умер внезапно с карандашом в руках в мае 1978 года. Сохранять память о людях, чья нравственная сила победила физический недуг, помогают произведения искусства и стихи, оставленные потомкам. Вслушаемся в слова Геннадия Голобокова:
«Вовек не променяю долю
И жизнь, и смерть до дна испить…
Ведь если жить своей лишь болью,
То есть ли смысл на свете жить?».
В его картине «Штурмующие небо» торжествует жизнь! Прыжок с парашютом… Это ведь так необычно для большинства людей – шаг в пропасть, падение и бурлящий эмоциями внутри тебя монолог с небом. Это победа над собой, это Поступок.
Говорят, что небо очищает. Возвышает душу. Для многих людей, для которых первый парашютный прыжок стал поворотной точкой в жизни — в судьбе, в карьере. Это действительно подвиг, и когда человек ступает с неба на землю — он становиться уже другим человеком: чище, светлее, сильнее. Пусть станет одним парашютистом больше — а мир немного приблизится к совершенству!