«Зарисовки анималиста».
На выставке «Зарисовки анималиста», которая открыта в картинной галерее, можно увидеть произведения зарубежных анималистов-графиков, их рисунки и акварели в воспроизведении станковой и печатной графики XIX и XX веков из коллекции редких книг библиотеки Радищевского музея.
Анималистика – это особый жанр в изобразительном искусстве, главным объектом которого являются животные. Вспоминая рисунки первобытного человека, понимаешь, что фауна – самый древний предмет интересов художника. Наскальные рисунки зверей, пещерная живопись или объемные изображения мамонтов, оленей, бизонов в характерных позах и движениях свидетельствуют об острой наблюдательности древних художников. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями искусство основывалось на одухотворении сил природы и культе животных. Анималистический жанр нашел свое развитие в живописи и графике, фотографии и скульптуре, в декоративно-прикладном искусстве.
Среди сюжетов европейских рисовальщиков и граверов представленных на выставке преобладает охотничья тематика: «Охота на кабана», «Охота на лису», «Выслеживание зайца», «Охота на оленя в горах», где животные изображены в естественных природных условиях с точностью и дотошностью физиолога, видна их совершенная красота, грациозная пластика и неисчерпаемый источник свободных движений. В других произведениях, например, в работе «Птицы» французского художника Леонса Г., мы видим, скорее, декоративный сюжет для настенной росписи и книжной орнаментики, а в работах «Кабаны» и «Серны» – наблюдения терпеливого натуралиста. Но в любом из них можно почувствовать глубокое уважение, изумление и любовь к природе и миру животных. Зарисовки Адама А., Бодмера К., Фролиша Э. и других художников представлены на выставке в произведениях немецких и австрийских литографов XIX века.
Для китайских художников в изображениях животных характерными стали изысканная красота линий, мазков, пятен и форм, философская утонченность и поэтичность образов. В экспозицию выставки вошли акварели китайских анималистов Чэнь Чжи-Фо и Ван Сюэ-Тао с изображением птиц – «Весна мира» и «Нежные супруги», а так же «Кошки» знаменитого китайского художника Сюй Бей-Хуна. Печатные воспроизведения с этих работ были сделаны в Китае специально для Советского Союза и подарены Радищевскому музею в знак дружбы между народами в 50-е годы XX века.
Зарисовки анималистов старались использовать издатели и оформители книг XIX-XX веков. Чаще всего это были натуралистические заметки путешественников по разным странам мира или научные исследования ученых антропологов, орнитологов, зоологов, а также обобщающие энциклопедические издания, книги-справочники, посвященные различным темам. В них для предания тексту образности и выразительности применяли гравированные на дереве, металле или камне иллюстрации, сделанные с прекрасных художественных зарисовок.
Художники-анималисты, в особенности, работавшие оформителями, как правило, даже не подписывали своих произведений. Для издательств научной литературы, скорее, была важна точность изображения животного, чем авторство работы. Множество анонимных иллюстраций использовано в московском периодическом издании «Живописное обозрение» 1830-х годов и в санкт-петербургском издании «Жизнь животных» Брэма А.Э., вышедшем в 1894-1896 годах. Для его украшения «Литография Штадлер и Паттинот» помимо гравированных на дереве изготовила и множество хромолитографированных ярких сюжетных изображений с животными, собрав анималистические зарисовки различных художников. Двухтомник Корниша Ч. Д. «Жизнь животных» (Москва. 1910) иллюстрирован самыми точными изображениями животных – фотографическими, но издательство И. Кнебеля посчитало необходимым украсить издание и воспроизведениями оригинального изобразительного искусства. Так на страницах научного издания появились прекрасные анималистические акварельные произведения – «Венценосный журавль» Си Линга, «Летящий удод» и «Енот» неизвестного художника.
Среди других книг на выставке – многотомное издание «Всемирного путешественника» (Санкт-Петербург. 1867-1868) с работами Доре Г, Байяра Э. и Бервейера. Русский перевод знаменитого труда Дарвина Ч. «О выражении ощущений у человека и животных», напечатанный в Санкт-Петербурге в 1872 году с рисунками Вуда в гравюрах Купера У.Т. Парижское издание «Путешествия вокруг мира» 1878 года французского исследователя графа Бовуара вышло со множеством рисунков французского художника Дешампа Э. Изящные цветные гравюры, выполненные французским художником Поке с собственных рисунков, можно увидеть на страницах «Натуральной истории птиц Европы» французского орнитолога Прево Ф. (Париж. 1845). Многотомное «Путешествие по Европе, Азии, Африке и Америке» Монтемона А.Э., изданное в Париже в 1854-1855 годах, иллюстрировано рисунками французской художницы Бокур М.Ф., воспроизведенными в книге с ксилографированных изображений. Еще одно путешествие по рекам Америки описано и иллюстрировано немецким ученым и художником Келлером-Лейзенгером Ф. в книге «Амазонка и Мадейра», изданной в Штутгарте в 1874 году. По рисункам, изображающим живописные места, жизнь индейских племен и многообразную фауну и флору региона немецким художником Клоссом А. для книги были выполнены гравюры.
Многие книги, представленные на выставке, ранее принадлежали балаковскому коллекционеру Мальцеву П.М. и учебной библиотеке 1-й Мужской гимназии в Саратове, их передали в Радищевский музей в 1920-е годы. Другие были куплены музеем на рубеже XIX-XX веков не только как знаменитые новейшие издания, но и как замечательные коллекции анималистических иллюстраций различных художников.
Ждем Вас в картинной галерее каждый день кроме воскресенья и понедельника с 10.00 до 16.00. Выставка будет работать до 31 августа 2016 года.